Текущее время: 17 окт 2018, 14:09

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Податкова система України: переоцінка цінностей та ідеалогії в сфері оподаткування
СообщениеДобавлено: 22 апр 2010, 13:03 

Зарегистрирован: 06 авг 2009, 16:39
Сообщений: 12
С начала года новым правительством Украины анонсирован целый комплекс изменений в налоговом законодательстве. Однако большая часть изменений касается пересмотра налоговых льгот, увеличения уровня целого ряда налогов и сборов, «детенизации» экономики. При этом очень мало внимания уделяется реформированию налоговой системы в части идеологии.

АПРЕЛЬ 2010 • Роман Спивак, Юлия Игнатова, Джеймс Фаррелл, Маркус Берг

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой — является основным механизмом реализации государственной экономической доктрины.

Согласно рейтингу “Paying Taxes 2010”, составленному Всемирным банком1, украинская система налогообложения является одной из самых обременительных в мире. Предпринимателям в Украине приходится платить 147 налогов и сборов и тратить на это более 736 часов. Таким образом, в рейтинге налоговых систем Украина занимает 181 место из 183 (хуже дела обстоят только в Венесуэле и Беларуси). Между тем, эксперты Международной финансовой корпорации в своем исследовании “The Costs of Tax Compliance in Ukraine”2 отмечают, что на администрирование налогов украинский бизнес ежегодно тратит более UAH 4 млрд. Так, в период с 2007 по 2009 года частный бизнес, кроме уплаты непосредственно налогов и сборов, предусмотренных законодательством, потратил еще как минимум UAH 7,8 млрд. на мероприятия, связанные с их администрированием, что составляет около 1% ВВП Украины за 2007 год.

Дисбалансы налоговой системы Украины создают неравномерные налоговые нагрузки, приводят к неоправданным затратам и дефициту оборотных средств у компаний и, как результат, приводят к увеличению роста теневого сектора экономики, уклонению от налогообложения, уменьшению налоговых поступлений. Особенно остро дисбалансы налоговой системы стали проявляться с началом финансово-экономического кризиса. Падение спроса на целевых рынках, неконтролируемое увеличение стоимости базовых ресурсов, хаос на валютном рынке поставили на грань выживания целые отрасли, являющиеся бюджетообразующими. Как показывают результаты опроса “Ukraine: Tax Policy Snapshot 2009”3, проведенного компанией Appleton Mayer в период с 5 по 19 апреля 2010 года, 81% опрошенных компаний, работающих в Украине, констатировали значительное ухудшение ситуации в сфере налогообложения в 2009 году. Среди ключевых проблем системы налогообложения, мешающих развитию бизнеса, 94% респондентов отметили нестабильность налогового законодательства, отсутствие прозрачных и стабильных «правил игры» (94%), отсутствие у налогоплательщиков реальных правовых гарантий (92%), недоработанное и несогласованное налоговое законодательство (88%).

Необходимость комплексного реформирования системы налогообложения в Украине на сегодняшний день является одной из самых приоритетных задач. Прежде всего потому, что ситуация в фискальной сфере сегодня критическая и требует срочной корректировки. В противном случае — негативные последствия гарантированы не только для экономики, но и для страны в целом. Бюджетный дефицит, с учетом его сегодняшних масштабов, — проблема не только для текущих и инвестиционных бюджетных расходов, но и для общей инвестиционной привлекательности Украины, деловой активности, занятости, уровня обеспечения социальных гарантий.

Правительство Украины, похоже, понимает проблему. С начала года анонсирован целый комплекс изменений в налоговом законодательстве. Однако большая часть изменений касается пересмотра налоговых льгот, увеличения уровня целого ряда налогов и сборов, «детенизации» экономики. При этом очень мало внимания уделяется реформированию налоговой системы в части идеологии. Что понимается под идеологией? В настоящее время в Украине взаимоотношения государства и общества в налоговой сфере представляют собой переходный вариант между подходом на основе силы и подходом на основе права. Оба подхода неэффективны в современных рыночных условиях, поскольку первый порождает коррупцию и произвол чиновников, а второй, при формальном равенстве участников налоговых отношений перед законом, — приводит к тотальному полицейскому надзору над рынком.

Сегодня во многих странах происходит кардинальная переоценка ценностей и идеологии в сфере налогообложения. Например, на IV Форуме Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прошедшем в Кейптауне в январе 2008 года, была рассмотрена и принята модель партнерских взаимоотношений между налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами. Философия нового подхода заключается в том, что все участники налогового процесса не просто формально соблюдают действующие нормы законодательства, но во главу угла ставят достижение (на основе закона) справедливого баланса частных интересов налогоплательщиков с публичными интересами государства и общества. Соответственно, налоговым органам предлагается перестроить свою работу на основе «клиенториентированного» подхода. Такой подход подразумевает, что налоговый инспектор должен быть не только контролером, но и консультантом, помогать налогоплательщику, понимать его цели, учитывать отраслевую специфику и на основе этого выстраивать равные и долгосрочные отношения. Подобная модель уже много лет успешно работает в Германии. В качестве примера законодательной модели подобных взаимоотношений можно привести две статьи (163 и 227) Закона о сборах ФРГ, которые позволяют налоговым органам «исчислять налог в меньшем размере или освобождать налогоплательщика от его налоговых обязанностей, если начисление налога в данном конкретном случае было бы несправедливым обременением». К сожалению, с учетом украинских реалий это звучит как выдержки из научной фантастики. И хотя в ходе опроса “Ukraine: Tax Policy Snapshot 2009”3 87% респондентов положительно отнеслись к идеи внедрения в Украине модели партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, только 3% верят в то, что это осуществимо в ближайшие 2—3 года.

Как бы там ни было, но опыт развитых стран показывает, что партнерство и диалог между налоговыми органами и налогоплательщиками — единственный выход и для Украины. В цивилизованном мире давно пришли к пониманию того, что налогоплательщик — это главная фигура в государстве, наделенная правами и надежно защищенная законом. Готовность платить налоги в развитых странах выше еще и потому, что налогоплательщик имеет свободный доступ к информации касаемо направлений использования бюджетных средств. Таким образом, налогоплательщик имеет возможность сравнивать сумму своих выплат в бюджет с выгодами, которые он получает. Если к этому приплюсовать понятную и простую систему начисления и администрирования налогов — эффективность новой модели налоговой системы становится очевидной.

С учетом всего вышесказанного можно сформулировать десять основных шагов в рамках проведения комплексной реформы системы налогообложения в Украине:
Открытое проведение налоговой реформы. Украинское правительство должно раз и навсегда отказаться от традиции разрабатывать и принимать налоговые изменения кулуарно. Необходимо перейти от кулуарного обсуждения/принятия изменений к открытому диалогу, привлекая к обсуждению независимых отраслевых экспертов и представителей бизнеса. Только так можно будет избежать ошибок и необдуманных решений.

Внедрение модели партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками

Создание простой и доступной системы формирования, начисления и администрирования налогов/сборов

Пересмотр действующей системы налоговых льгот с целью ее дальнейшей оптимизации и адаптации в соответствии с текущими экономическими реалиями

Оптимизация действующих налогов и сборов и формирование оптимальной и адекватной системы налоговой нагрузки

Усиление/возвращение регулирующей функции налогов. На сегодняшний день налоги в Украине хорошо выполняют только фискальную функцию. Но они ничем не помогают экономике в части стимулирования инвестиций, деловой активности, производства и потребления. Проводя реформирование налогового законодательства, необходимо усилить регулирующую функцию налогов, что даст возможность более эффективно управлять экономикой и планомерным региональным развитием.

Формирование стабильного и сбалансированного налогового законодательства

Проведение гармонизации налогового и бухгалтерского учета

Реформирование налоговой службы.
Обеспечение свободного доступа граждан к информации о направлениях использования бюджетных средств и деятельности налоговых органов

Об авторах
Роман Спивак — консультант Appleton Mayer и исследовательского центра Ideas Factory CIS; Юлия Игнатова — консультант Appleton Mayer и исследовательского центра Ideas Factory CIS; Джеймс Фаррелл — старший консультант Appleton Mayer; Маркус Берг — аналитик исследовательского центра Ideas Factory CIS.
Примечания
1“Paying Taxes 2010 — The Global Picture”, исследование The World Bank Group.

2“The Costs of Tax Compliance in Ukraine”, исследование International Finance Corporation.

3“Ukraine: Tax Policy Snapshot 2009”, исследование компании Appleton Mayer.

Источник: http://www.appletonmayer.com/data/articles/2010/0420/

Продолжение темы:
http://www.appletonmayer.com/data/research/2010/0420/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Податкова система України: переоцінка цінностей та ідеалогії в сфері оподаткування
СообщениеДобавлено: 27 апр 2010, 13:57 

Зарегистрирован: 14 янв 2010, 12:33
Сообщений: 6
Всі зміни ініційовані державними органами можуть бути направлені тільки на спрощення процедури контролю за сплатою податків. Уряд пропонує узаконити електронний реєстр податкових накладних з ПДВ, без подання якого підприємства не зможуть сформувати податковий кредит і, як наслідок, отримати бюджетне відшкодування ПДВ. Зміни до закону “Про ПДВ” передбачають солідарну відповідальність платників. Законопроект вказує: “Якщо в результаті перевірки буде виявлено факт наявності господарських відносин між платником та суб’єктом господарювання, стосовно якого прийнято рішення про ліквідацію або з яким укладено договір, визнаний недійсним, такий платник позбавляється права на податковий кредит і бюджетне відшкодування ”. Зараз ведення електронного реєстру та подання звітності в електронному вигляді є добровільним.
Тобто, реалізується система безвиновної відповідальності платника, перевірена на практиці санкцій у валютному контролі. Державний орган не напружується пошуками "дяді" який винен у несплаті або махінаціях з податками, а штрафує та стягує майно у господарюючого суб’єкта, який "ближче стоїть" до винного. Формування електронних реєстрів податкових накладних з даними, що будуть оброблятися самими платниками, ні до чого податкові органи не зобов’язує, але надає безмежні можливості для контролю за господарськими операціями підприємств. Вказана інформація може стати предметом торгу на чорному ринку комерційної інформації.

Цікавою є поправка до закону “Про оподаткування прибутку підприємств” щодо обмеження права платника переносити збитки минулих років на майбутні періоди для оптимізації сплати податку на прибуток. У 2010-2014 роках ці збитки будуть враховуватися у валових витратах щорічно лише в розмірі 20%. Збитки, не погашені до 1 січня 2015 за цією схемою, не зможуть враховуватися при розрахунку зобов’язань.
Вказана норма є основою для зникнення майбутніх претензій підприємств по переплаті податків, які були основою виборчої риторики діючої влади. Закріпивши цю нову норму, уряд вирішує питання щорічного внесення цієї норми в закон про бюджет. Ситуація нагадує казку в якій король зобов’язав усіх підданих (підприємства) бути щасливими (прибутковими). В податковій службі існує практика спілкування з підприємствами на предмет низької зарплати їх працівників (профспілки відпочивають), до цієї практики додасться більш поширена практика спілкування з підприємствами на предмет великих збитків.
Усього найкращого.
Юрист ЮК «Правовий Альянс», адвокат Щеглов Є.Є.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Податкова система України: переоцінка цінностей та ідеалогії в сфері оподаткування
СообщениеДобавлено: 28 апр 2010, 15:30 

Зарегистрирован: 18 авг 2009, 19:31
Сообщений: 219
Добрый день, Евгений!
Спасибо Вам за новости, за Вашу активную позицию! Я тоже вчера читала эти изменения. Их столько много, что едва успеваем реагировать нашим налоговым комитетом. Сложно расставить приоритеты. Чем дальше, тем хуже. Инвесторам РФ гарантирует наше государство безопасность и стабильность, а про других напрочь,- забыли. От комментариев в отношении "поддержки" малого и среднего бизнеса Украины воздержусь.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Податкова система України: переоцінка цінностей та ідеалогії в сфері оподаткування
СообщениеДобавлено: 03 июн 2010, 15:18 

Зарегистрирован: 07 дек 2009, 16:46
Сообщений: 6
Добрый день, но налоговые новости начинают уже реализоваться. Как-то не видела активного обсуждения положения п.11 Закона о бюджете 2010( самое интересное в этом Законе- всегда в конце) про обязательную выплату дивидендов в 2010году в размере 30% чистой "та.\або" нераспределенной прибыли.
И вот началось. мы в Николаеве уже получили письма от ГНИ с требованием выплатить дивиденды за 2009(!) год в размере 30% нераспределенной прибыли ( как они считают это прибыль накопленная за все предыдущие годы) :o
Хочется послушать комментарии юристов на тему : что будет, если не выплатить и "чем сердце успокоиться".
Хитрый ход, конечно. Что предпочтет плательщик-выплатить налог на дивиденды, а по сути -авансовый взнос налога на прибыль, который потом зачтется, или иметь "головную боль", потому что ГНИ просто доначислит налог и будет бомбить вас налоговыми решениями, которые надо оспаривать только в суде?
Произвол налоговых органов с каждым годом только крепчает. Уже воспитана большая команда "специалистов", которые искренне считают, что
1) законы - это письма ГНАУ и ее тайные мнения.
2) для выполнения плана- все средства хороши, при этом никто не считает, сколько госпошлины и судовых издержек уплачено по вот таким "диким" делам.
Все красивые мысли о партнерстве с налоговой - это утопия по причине того, что система уже воспитала людей, которые считают, что все родились для того, чтобы платить налоги. И эта ментальность - просто пугает. Читала страшную историю про то, что американских военнопленных во вьетнамских лагерях каждое утро заставляли ( вернее мотивировали) за лишнюю миску каши писать сочинение на тему"как я люблю социализм". Все согласившиеся вернулись в Америку закоренелыми коммунистами. Для того, чтобы убедиться- достаточно просто почитать форум ,где именно налоговики обмениваются идеями и мнениями. Например, по их мнению, малый бизнес создается только для того, чтобы "обналичить". Ну и Бродский в их числе, и ... с водой и ребенка...( а чего - не жалко).
Еще вот реформируют судебную систему- и все ...
На самом деле любой налогоплательщик хочет зарабатывать больше, а не отвлекаться на " химию", если реальные налоги до кармана составляют 30, ну макс.40% и никаких претензий. Только по-моему мы обсуждаем тему "А хорошо бы Гольфстрим к нам завернуть...три урожая бы собирали :lol: " в то время как все понимают, что "гольфстрим" подчиняется большой политике, которую делает не большинство бизнеса по головам, а большинство - по Кэш фло.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Copyright "RNBA"